Бизнес-коучинг

Как кадры решают все

Думаю, всем известная советская фраза Иосифа Сталина "кадры решают все" справедлива. Потому что именно от кадров, от всех составляющих коллектива, зависит, куда и каким образом движется рабочая ситуация. Зависит эта ситуация от взаимодействия людей в коллективе – от того, как они передают друг другу информацию, насколько эффективно движутся относительно цели компании.

Бизнес-коучинг включает в себя целую систему отношений консультанта по развитию бизнеса и клиента, которая выражается в его сопровождении до момента достижения необходимого результата. Больше всего бизнес-коучинг нужен малому и среднему бизнесу, в котором все процессы зачастую контролирует один человек. Однако бывает, что и в крупных компаниях работа выстроена неэффективно. Поэтому, прежде всего, психолог консультант проводит анализ эффективности работы компании с точки зрения коммуникации.

Бизнес-коучинг на базе трансактного анализа

Программа бизнес-коучинга основана на базе методики трансактного анализа, которую я применяю и для решения других проблем моих клиентов. Очень часто коммуникационные трудности, возникающие на рабочем месте, вырастают из тех же психологических проблем, которые есть у каждого. Получается, все мы приносим свои паттерны в рабочую ситуацию. Трансактный анализ помогает в выявлении миссии компании, ее стратегическом планировании. Его цель - помочь осознать жизненный сценарий и получить независимость, освободить от повторения навязанных программ поведения, сделать возможным полноценные отношения. В результате личность получит автономию, сможет решать собственную судьбу, принимать ответственность не только за свои действия, но и за и чувства.

Трансактный анализ помогает проработать и сценарий самой компании. Ведь негативный сценарий компании может быть заложен изначально, еще при ее основании – например, обанкротиться или передать свои секреты конкурентам. Каждый негативный сценарий можно выявить и разрушить.

От хорошего начальника – к хорошему исполнителю

Бизнес-коучинг служит налаживанию рабочего процесса. Рабочий процесс – это единая цепь процессов и коммуникаций. И если одно звено этой цепи порвется, сломается и весь налаженный механизм. В компании могут возникнуть различные сложности, из-за которых общая цель будет сложно достижима или не достижима вообще. Можно рассмотреть несколько самых распространенных.

К примеру, неуверенный начальник боится умных коллег, поэтому начинает их унижать. Этим он ничего не добивается, рабочие процессы тормозятся, но начальник продолжает реализовывать запущенную программу. Я не стану учить такого клиента нарушать иерархию, но у каждого, в независимости от положения на служебной лестнице, должно быть понимание, что как личности люди равны. Это миф, что эффективность работы команды основана на унижении. Когда существует хотя бы попытка унизить коллегу, эффективности работы не будет. Унижение создает стресс, при котором работник не может функционировать. Поэтому с таким клиентом нужно проработать возникшую ситуацию, посмотреть, откуда идет его боязнь. Здесь необходима серьезная работа по принятию себя. Потому что когда человек почувствует свою ценность, его жизнь станет прекрасна и ему не потребуется срываться на окружающих.

Другой пример. Один мой иностранный клиент управлял огромной компанией в России. И каково же было его потрясение, когда он увидел, как умные и талантливые люди отказываются думать, не проявляют инициативы, а просто выполняют то, что сказал начальник. Как мы уже сказали, унижение одного сотрудника другим приводит к тому, что подчиненный теряет инициативность и перестает думать, снимая с себя ответственность. Иностранцу пришлось заново учить свой коллектив, объясняя, что каждый из них уникален, поэтому мнение каждого имеет большую ценность для компании. Это было удивительным и потрясающим опытом для него.

Еще один пример. Наверняка всем известны схемы работы организаций, при которых сотрудники вместо того чтобы уйти в 18.30, как это прописано в их трудовых договорах, сидят до 22.00, но не успевают доделать работу. А их руководители, зная об этом, не спешат оптимизировать рабочий процесс. Корень проблемы лежит, скорее всего, в изначально неверной схеме планирования, которой не соответствует реальное выполнение работы при отсутствии обратной связи подразделений. Такое несоответствие планирования обратной связи возникает достаточно часто. Консультант, проводящий бизнес-коучинг, подробно разбирает, что было запланировано, как была налажена обратная связь и на каком этапе что-то пошло не так. Здесь опять поднимаются те же проблемы – перфекционизм, конкуренция, неумение оценить себя адекватно. Ведь если руководитель будет ставить перед компанией реалистичные цели, их можно будет достичь. К сожалению, часто случается, что сценарий еще не созданной компании уже подразумевает нереалистичность целей и банкротство. Задача консультанта - выявить неудачный сценарий на ранних этапах и предотвратить.

Практикующий психолог, бизнес-коуч Элина Иванова