Имидж-терапия

Почему нужна имидж-терапия

Имидж-терапия - это некая интегративная практика, которая соединяет в себе психоанализ, психологическое консультирование и имидж-консультирование как создание индивидуального образа. Такая интегративная дисциплина родилась, потому что в трансактном анализе есть этапы, стадии развития, по которым консультант должен провести клиента. И обычно они идут от осознания к практике. Сначала осознается проблема, а потом нужно переходить к практике. Если этого не происходит, процесс консультирования нельзя считать завершенным. Получается, осознание себя, кто я есть как личность – первая часть работы, а затем это осознание клиент должен предъявить миру. Это выражается в поведении, а также в том, как он выглядит.

Первый этап работы

Например, если человек играл роль жертвы, его жизненный сценарий был соответственный: женщина, скорее всего с нарушениями осанки, которая не обращала внимания на себя, одевалась неприметно, некрасиво, носила не демонстрирующие ее фигуру силуэты, неяркие цвета. Груз чужих проблем, жертвенности, который она несла, влиял на ее внешний вид. Человек совершенно отрицал свои потребности, служил другим, решал только их проблемы, поэтому ему некогда было уделять внимание себе, а также своей внешности и одежде.

Определенно, потребуется имидж-терапия. И роль консультанта в таком случае – объяснить, что решать потребности других нужно, только если ты уже удовлетворил свои. Я всегда привожу пример из самолета, помните, что там говорят стюардессы? "Сначала наденьте маску на себя, затем на ребенка".

Женщина в роли жертвы настолько не удовлетворена, что у нее отсутствует контакт с собой, со своим телом. И первый этап работы – движение клиента к истинному себе, к удовлетворению своих истинных потребностей, снятие груза жертвы, который он приносит, заботясь о других, а не о себе. В конце концов, консультант сможет создать альянс с клиентом, и женщина поймет, кто она. Тогда серые одежды уже не будут соответствовать ее истинному "я". Это похоже на превращение из гадкого утенка в лебедя.

Лучше, чем "Модный приговор"

Чтобы внутреннее соответствовало внешнему, консультант вместе с клиентом должны создать образ, который будет отражать всю проделанную работу психологического консультирования. На втором этапе работы ни в коем случае нельзя подходить к смене стиля кардинально. Модные стилисты бывают навязчивы, не попадая в образ клиента. Наверняка вы смотрели выпуски телепрограммы "Модный приговор" на Первом канале, в которых  героиня остается недовольна работой стилистов и заявляет, что "все не то и все не так". Это происходит потому, что идеальная внешняя картинка, созданная профессионалами моды, может понравиться зрителям, но не отразить истинной сути человека. И тогда она идет вразрез с его представлениями о себе, а личность внутри идеально слепленной внешности бунтует и отказывается принимать такие перемены.

Психолог подходит к этой работе более тонко. Если на этапе обсуждения появляется сопротивление к определенным элементам образа, консультант может выявить что-то еще, до чего еще они с клиентом не "докопались" в работе. Например, если женщина отрицает сексуальную одежду, это повод заняться данной темой. Начиная обсуждать, почему какой-либо стиль неприятен клиенту, можно обнаружить не видные на первый взгляд блоки, запреты, снять их, и уже после этого перенести в свой опыт.

Образ должен быть созвучен с тем, как человек ощущает себя изнутри. Мало себя осознать привлекательной, надо еще и это вытянуть на поверхность. Если внешне ничего не изменится, психологический эффект тоже быстро уйдет.

Когда меньше значит больше

Имидж-терапия может потребоваться не только синему чулку или серой мышке, но и яркому персонажу. Противоположный пример – личность с нарциссической адаптацией, которая слишком много внимания уделяет внешности. Это не просто красивая женщина в безупречной одежде, а слишком яркая, эксцентричная или чересчур сексуальная дама. Такого человека просто нельзя не заметить, настолько он выбивается из толпы. И делает это он осознанно.

Одна моя клиентка ходила днем практически в бальных платьях. Эти платья ей шли, но у многих вызывали шок. Однажды, когда она шла по коридору офиса, идущие навстречу люди в шутку спросили друг друга: "А что, у нас где-то в здании бал-маскарад?".

Конечно, когда мы говорим про такой стиль одежды, перед нами глубоко раненый человек с низкой самооценкой. И чем лучше он выглядит, тем не увереннее чувствует себя изнутри.

В психологии есть понятие нарциссического фасада. Такого ребенка родители из лучших побуждений воспитывали за счет чувства стыда. И потом взрослый, чтобы избежать чувства стыда, делает все, стремясь к совершенству. Подсознательно человек вызывает ситуацию из детства, а сознательно делает все, чтобы ее избежать. Если над ним посмеялись, это напоминает прошлую ситуацию с родителями, и ему хочется отстоять свою точку зрения.

В детстве родители привили нарциссу ощущение стыда, депривировав правильное развитие его гормональной системы. Имидж-терапия, которую будет проводить в этом случае психолог консультант, будет заключаться в том, чтобы дать поддержку и разрешение клиенту быть таким, какой он есть, чего ему не дали родители. Тогда по-другому заработает гормональная система, человек испытает ощущение счастья, кайф от самого себя, и ему уже не надо будет надевать такие пышные одежды. Он сможет принять себя в разных образах – в том числе и в повседневных джинсах и футболке.

Практикующий психолог Элина Иванова