По всем вопросам организации индивидуальных и групповых тренингов обращайтесь посредством любого удобного для Вас способа связи, указанного в КОНТАКТАХ

Тренинг проводится для коллектива крупной компании, чтобы повысить продуктивность коммуникации сотрудников между собой, за счет чего возрастет эффективность бизнес процессов. В начале тренинга психолог методами Трансактного Анализа анализирует типичные для данной компании транзакции - минимальные единицы общения, состоящие из стимула, идущего  от одного человека к другому, и ответной реакции на стимул. Если эти транзакции успешны, общение сотрудников между собой и с внешними партнерами идет хорошо, то и деятельность организации идет довольно успешно. Обучение психологической культуре внешней и внутренней коммуникации сотрудников – это ключевой момент тренинга.

Психологический тренинг для коллектива может проходить по нескольким типам сценария. Первый – психологические игры, базируется на труде американского психолога Эрика Берна "Игры, в которые играют люди".

Игры

В книге перечислено очень много психологических игр, некоторые из которых относятся к личной жизни, а некоторые к рабочей. Тренинг рассматривает основные 10-15 игр, которые могут ухудшать отношения в коллективе и даже приводить к сбоям в работе компании. В зависимости от целей и возможностей компании, длительности тренинга может варьироваться от 1 до 3 дней.

Психологический тренинг для коллектива

Сначала каждая игра разбирается теоретически: как она строится, какую психологическую выгоду несет игрокам. Ведь люди включаются в процесс игры для того, чтобы испытывать привычные негативные эмоции и тем самым подтверждать свой негативный детский сценарий, переживать знакомые с раннего возраста чувства. Например, если у человека жизненный сценарий неудачника и ведущая психологическая игра называется "Дай мне пинка", он будет постоянно совершать ошибки и вести себя так, чтобы спровоцировать своих коллег и начальство подыграть ему,  своей резко негативной обратной связью  "давая ему пинка". И действительно будет получать ту, знакомую с детства отрицательную реакцию, испытывать привычные негативные чувства. Его сценарий "жизнь – страдание" будет подтверждаться. В конце концов, это ухудшит общий климат коллектива и скажется на сценарии развития компании.

Но на самом деле этот сотрудник может изменить свой сценарий, чтобы не ждать пинка от коллектива или от начальника. Может встать на новый путь, в идеале – в сценарий жизни успешного человека. В конце концов, в компании улучшится и производительность труда. А ведь если не понимать психологических игр, поведение сотрудника кажется необъяснимым. На групповом тренинге можно будет увидеть весь процесс. Поэтому члены коллектива начнут испытывать эмпатию к коллеге-неудачнику, изменят свое отношение к нему и в результате перестанут поддерживать его игру и реагировать эмоционально. У неудачника будет расти уровень осознанности, а с нею и общий психологический климат в коллективе улучшится.

Развитие эмоциональной грамотности

Психологический тренинг для коллектива на развитие эмоциональной грамотности проводится в группе не больше 24 человек. Может длиться один-три дня. Почему так важна эмоциональная грамотность? Последние научные данные говорят о том, что для создания хорошего климата в коллективе в частности и развития организации в целом важен не только уровень IQ, но и эмоциональный коэффициент сотрудников.

Эмоциональная замороженность

Для успеха компании важно взаимодействие. В шкале эмоциональной грамотности от 0 до 100% ноль означает эмоциональную замороженность, когда человек испытывает чувства, но не может их осознать. Он говорит, что ничего не чувствует, но на самом деле у него просто заблокирован доступ к эмоциям. В таком случае, если сотрудник взаимодействует с внешним миром, испытывая гнев, стыд или еще какие-то сильные чувства, они отражаются на его лице, при том, что сам человек их не отслеживает. Проводился эксперимент, в котором к мышцам лица эмоционально нечувствительного человека прикрепили датчики, сигнал поступал в компьютер, который выдавал эмоции. А сам человек их даже не осознавал. Такой сотрудник, взаимодействуя с клиентом, так же не будет осознавать свои чувства. Однако клиент заметит его неадекватность, а самому человеку будет казаться, что он действовал грамотно, ведь его восприятие себя искажено.

Разрешения

От эффективности межличностного общения зависит продуктивность и личностная сила человека или сотрудника. Для повышения продуктивности компании подобный тренинг необходим. В зависимости от длительности тренинга, можно продвинуться достаточно далеко, вплоть до высшей стадии интерактивности, когда человек осознает свои чувства, принимает их, видит и чувства другого, и может улучшать свое и его состояние.

В каждой семье есть свод правил, какие эмоции можно выражать, а какие нельзя. Поэтому у ребенка блокируется спектр определенных чувств. Участникам тренинга психолог дает разрешение выражать свои истинные  эмоции, чувства, обучает, как выражать их бурно. А на более поздних стадиях тренинга участники учатся выражать чувства грамотно и корректно, чтобы не задеть чувств другого.

Поглаживания

Психологический тренинг для коллектива раскрывает и теорию поглаживаний. Коуч объясняет участникам, что бывают позитивные, негативные поглаживания и даже голод по ним. В соцсетях ходят знакомые многим посты о том, что человеку для развития нужно 8-12 объятий в день. Это тоже вид психологических поглаживаний. Действительно, нам кажется, что мы развиваемся за счет книг и получения информации. Но это не вполне так. Психологические поглаживания, даже когда нам просто улыбнулся человек, очень важны для комфортного самочувствия и уже отлично работают. Ведь их мы воспринимаем как признание ценности нашего факта существования.

Поэтому если в компании необходимо создать стимулирующую атмосферу, в ее коллективе люди должны охотно давать друг другу позитивные поглаживания. Самая главная часть тренинга – научиться давать поглаживания самому себе и запрашивать их у окружающих. Если человек научиться запрашивать поглаживания, то компания будет затрачивать меньше средств на создание лояльности, чем на банальные корпоративы. Если обучить сотрудников теории поглаживаний, каждый не захочет уходить, а наоборот будет вносить максимальный вклад в развитие компании.

Обучение эмоциональной информации

При совершении действия мы испытываем чувства, и у каждого нашего действия есть свои мотивы. Психологический тренинг для коллектива обучает рассказывать о чувствах, которые сотрудники испытывают в момент общения с коллегой. Люди учатся понимать мотивы своих действий, чувства, которые они при этом испытывают, и затем лучше понимают чувства других.

Тренинг позволяет вывести скрытый психологический уровень отношений на открытый. Помогает выяснить отношения без обвинений, чувства вины и других психологических игр. Ведь человек, высказывающий негатив на работе коллеге, может не понимать, что так он отыгрывает свой детский сценарий. Однако объяснить ему это нужно настолько корректно, чтобы у него не возникло оборонительной позиции.

Вторая часть обучения эмоциональной информации – научиться отбрасывать чувства стыда, вины и гнева и принимать то, что вызвали ваши слова у коллеги. Необходимо уйти от неправильных эмоциональных паттернов и разобраться в том, что между сотрудниками произошло, не набрасываясь друг на друга с кулаками.

Ответственность или компенсация вреда

Эта часть тренинга учит человека грамотно попросить прощения, если его действия произвели негативный эффект. Нужно уметь простить или не простить и попросить поменять поведение человека. Иногда считается, что если извиняются, автоматически надо принять извинения. Но на самом деле прощение должно произойти внутри. Психолог обучает принятию и корректной просьбе об изменении поведения на работе.

Психолог консультант Элина Иванова